Экологическое образование в общеобразовательной школе в условиях модернизации образовательной системы

Экологическое образование в общеобразовательной школе в условиях модернизации образовательной системы.

Invalid Displayed Gallery

Малютина Наталья Евгеньевна

МОУ СОШ № 17 г. Заволжье Нижегородская область.

На современном этапе развития системы экологического образования в общеобразовательной школе данный процесс характеризуется рядом противоречий:

  • между необходимостью наличия определенного уровня сформированности экологического сознания и мышления и реально невысокими показателями этих качеств личности;
  • между значительным воздействием антропогенных факторов на природные экологические системы и непониманием их роли в возникновении экологических проблем;
  • между необходимостью формирования компонентов экологической культуры личности выпускника школы и низким уровнем разрешения этих проблем в содержании стандартов школьного образования.

Конец ХХ начало XXI века характеризуется значительным усилением экологических проблем, поэтому в условиях модернизации образовательной системы экологическое образование приобретает приоритетное значение.

В условиях компетентностного подхода важнейшей задачей обучения школьника становится формирование предметных и межпредметных компетенций экологического акцента. Это должно осуществляться как при изучении предметов на профильном уровне, так и элективных курсов экологического содержания.

В связи с введением дополнительных уроков физической культуры и уроков ОБЖ становится возможным из теоретического курса приобрести практические навыки, что и требуется при компетентностном подходе к образованию. По мнению ряда авторов, в существующих школьных стандартах естественных предметов содержательную основу составляют классические науки. В них преобладает академическое научное содержание. Экологию, ОБЖ, физическую культуру как школьный учебный предмет, можно отнести к компетентностным учебным дисциплинам с преобладанием практического содержания. При изучении школьниками этих предметов их практическая деятельность в окружающем мире является доминирующей.

Исследования РISA показали, что результаты российских школьников ниже, чем средние международные результаты. Это свидетельствует об отличии приоритетов отечественного образования от приоритетов, характерных для многих стран. Российское образование вооружает учеников багажом знаний, которые в повседневной жизни использовать негде. Несмотря на проводимые реформы, отечественная школа пока не слишком успешно развивает у школьников обобщенную способность к деятельности, основанную на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, т.е. не формирует компетентностей, необходимых человеку в повседневной жизни.

Экологическое образование — это неотъемлемая часть системы образования в Российской Федерации, оно должно реализовываться во всех образовательных учреждениях системы общего образования независимо от их типа и вида в соответствии со статьей 72 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и направлено на формирование экологически ответственной личности.

В Указе Президента РФ от 04.06.08 № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» рассматривается вопрос о включении в ФГОС основ экологических знаний. Президент Д.А. Медведев дал поручение правительству до 1 ноября 2011 года обеспечить включение экологического образования в виде обязательного предмета в программы общего и профессионального образования, а по итогам заседания президиума Госсовета, прошедшего 27 мая 2010 года, утвердил перечень поручений по этой тематике.

Этим проблемам уделяется большое внимание и на региональном уровне. Утверждена концепция областной целевой программы «Экологическая безопасность Нижегородской области на 2011 – 2015 годы». Нижегородская область относится к промышленным центрам со значительной экологической нагрузкой, а это значит, что формирование экологической культуры необходимо у различных групп населения. Это выражается в развитии системы экологического образования на всех ее уровнях: дошкольное экологическое воспитание, школьное, дополнительное и постдипломное экологическое образование, а также экологическое просвещение широких слоев населения.

Реализация экологического образования является частью гуманизации учебно-воспитательного процесса.

На уроках литературы делается акцент на взаимоотношения человека и природы, обсуждаются нравственные поступки героев, через которые формируется экологическое мышление и поведение. Элементы экологии присутствуют в учебных предметах начальной школы: «Окружающий мир», природоведение. Экологическое образование должно охватывать всю систему обучения: дошкольного – школьного – вузовского — послевузовского.

В образовательном процессе обозначились три направления реализации экологического образования: однопредметное, многопредметное и смешанное. В школах Нижегородского области в разной степени присутствуют все эти направления.

Анализируя состояние экологического образования, выделяются проблемы, которые возможно решить в условиях модернизации образовательной системы.

  1. Проблема практической значимости, состоящая в том, что обучающийся должен понимать, где и как он может применять то или иное знание в своей практической деятельности;
  2. Проблема понимания обучающимися ценности получаемых экологических знаний, их нужности для любого человека независимо от его профессии
  3. Проблема профессиональной значимости состоит в понимании роли экологических знаний в будущей профессиональной деятельности.

На этой основе одной из особенностей ФГОС основного общего (полного) среднего образования является присутствие экологической составляющей практически во всех его разделах.

Стандарт впервые определяет такие составляющие, как здоровье школьников и их экологическая культура в качестве важнейших результатов образования.

Требования, прописанные в ФГОС по данным вопросам, позволят обеспечить реализацию и выполнение этих положений в образовательном процессе.

В муниципальных образовательных учреждениях Нижегородской области осуществляется реализация смешанной модели экологического образования. Знания и умения по отдельным аспектам экологии формируются при изучении действующих в школе основных учебных предметов естественнонаучного цикла.

Литература

  1. Концепция областной целевой программы «Экологическая безопасность Нижегородской области на 2011 – 2015 годы»
  2. Модернизация российского образования: документы и материалы редактор-составитель Э.Д. Днепров. – М.: ГУ ВШЭ, 2002 г.
  3. Закон Российской Федерации «Об образовании». — М.: Новая школа, 1992 г.

 

Добавить комментарий