Система воспитательной работы
“Новое поколение”
Забота о здоровье ребенка –это не просто комплекс санитарно – гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего, забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества”. В. А. Сухомлинский. |
Малютина Наталья Евгеньевна
учитель биологии МБОУ СОШ № 17
г. Заволжье Нижегородская область
Классный руководитель:
2011-2012 уч. год – 5 Б класс
2012-2013 уч. год – 6 Б класс
2013-2014 уч. год – 7 Б класс
2014-2015 уч. год – 8 Б класс
Цель воспитательной системы:
Формирование у учащихся социально ответственного отношения к своему здоровью как базовой ценности, предопределяющей возможности и успешность жизненного пути.
Задачи:
- Научить позитивному общению с окружающими людьми, выработать навыки социализации личности: самостоятельности, самоуверенности и самокритичности.
- Научить подростков управлять своими переживаниями и разрешать возникающие конфликты без насилия.
- Дать информацию об отрицательном воздействии и негативных последствиях злоупотребления наркотическими веществами на организм человека.
- Привить навыки, позволяющие сопротивляться негативным явлениям.
- Помочь сделать свой собственный правильный выбор.
- Содействие приобретению детьми собственного опыта социально – значимой деятельности и развитию жизнестойкости.
- Воспитание свободного гражданина с развитым творческим отношением к миру, способного к продуктивной деятельности и жизнетворчеству.
- Отношение к труду, являющееся показателем сущности, отношение к людям и прежде всего к самому себе.
Актуальность.
В положении острого социального неблагополучия, материального дискомфорта оказывается все большее количество детей и подростков. Они не защищены, ранимы, зависимы от окружающей среды.
Именно подростковый возраст полон сложных ситуаций, новых переживаний, тревог, обусловленных ростом социальной агрессии, экономических проблем, наркотизацией общества, нестабильностью семьи, родительской некомпетентностью. Эти и другие факторы становятся внешними ограничителями процесса развития детей.
Основные проблемы в области воспитания связаны с экономическим и политическим реформированием общества. Отличаются резкая дифференциация доходов, массовое обнищание семей. Происходит дезорганизация жизни семей, разрушаются сложившиеся традиции семейного уклада: складывается высокая занятость родителей или, напротив, их безработица. Эта ситуация поражает, как внутренние конфликты и проблемы детей, о чем свидетельствуют данные, так и делают очевидными проблемы взаимодействия ребенка с внешним миром, с социумом, с другими людьми.
В то же время резко увеличилось количество детей, “выброшенных из общества”, детей, хоть и благополучных внешне, но предоставленных самим себе. Постоянно растет число подростков – наркоманов, подростков с алкогольной и химической зависимостями, молодых людей, не решивших для себя проблему профессионального самоопределения, не знающих, чем заняться, не выбравших стиль жизни.
Проблема формирования у подрастающего поколения отношения к своему здоровью как одной из самых значимых ценностей – очень актуальна.
Ускоряющемуся физическому развитию, росту информированности детей не всегда соответствуют четкость и ясность их жизненных позиций, стремление к “взрослым” образцам поведения часто сопровождается усвоением вредных для здоровья привычек. Здоровье в решающей мере зависит от образа жизни, культуры и экономических условий. Снижение условий жизни и стабильности в обществе в последние годы приводит к необычайно высоким темпам ухудшения состояния здоровья населения, в том числе детей и подростков. Быстро падает показатель продолжительности жизни, негативные тенденции увеличиваются.
Высокая заболеваемость детей, подростков часто связана с недостаточной их информированностью о симптомах наиболее распространенных заболеваний и навыков оказания первой помощи, с пренебрежением к профилактике здоровья, наличием вредных привычек и в целом низким уровнем развития культуры самосохранения.
С ослаблением экономических, правовых, социально – политических защитных факторов актуальным становиться поиск личных резервов поддержания здоровья. Вместе с тем, в настоящее время наблюдается тенденция, связанная с ослаблением в молодежной среде ценностного отношения к своему здоровью.
В этих условиях особое место принадлежит системе образования, вынужденной брать на себя значительную часть усилий общества по подготовке молодежи к взрослой жизни и, в конечном итоге, создание условий для постепенного физического, морального, нравственного, культурного оздоровления общества.
Решение этих проблем возможно за счет создания системы воспитательной работы с классом. Она способствует воспитанию чувства уважения человека к человеку, окружающему миру, формированию социальной ответственности за свое поведение, созданию устойчивой мотивации на здоровый образ жизни, стремлению иметь здоровую, прочную семью, сознательно относиться к рождению и воспитанию детей.
В основу воспитательной системы положены принципы:
- Гуманизация – признание личности ребенка.
- Социализация – взаимосвязь интересов личности с интересами общества.
- Индивидуализация – предоставление возможности каждому ребенку для самореализации, самораскрытия.
- Экологизация подрастающего поколения
- Правдивость и доступность информации.
- Компетентность и интегративность – переход от изложения простых понятий к более сложным, использование предшествующих этапов обучения в качестве базы для последующих.
- Личностно – ориентированный характер – стремление к решению конкретных проблем учащихся, их родителей.
- Планирование и проведение работы в зависимости от конкретных результатов воспитания.
Ожидаемые результаты:
— сформировать у учащихся ответственное отношение к своему здоровью, как к главной ценности жизни;
— сформированность устойчивой мотивации на создание в будущем крепкой, здоровой семьи и ответственное родительство;
— сформировать чувство уважения человека к человеку и окружающему миру
— сформировать активную жизненную позицию – быть полезными обществу;
— сформировать личность подростка, которому не страшно и не стыдно выйти во взрослую жизнь.
“Модель выпускника” данной воспитательной системы
подразумевает, что учащиеся должны быть:
- порядочными и своими поступками не запятнать право называться человеком;
- сильными и преодолевать все невзгоды и трудности, какими бы они не были;
- мудрыми и не наделать ошибок, о которых придется пожалеть в будущем;
- образованными, интеллектуально и культурно развитыми, политически грамотными и активными, внести свой вклад в развитие общества;
- гордиться своей Родиной во имя памяти предков и будущего своих детей;
- тянуться к прекрасному, ибо недаром сказано, что “…красота спасет мир”;
- добрыми, гуманными и милосердными, что поможет им никогда не быть одинокими и может гарантировать плечо верного друга в трудную минуту;
- здоровыми духовно и физически и все самое лучшее отдадут своим детям, ведь нужно помнить, что сегодняшние дети – будущие родители;
- счастливыми.
Система воспитательной работы рассчитана на 5 лет – 5 – 9 классы.
Она способствует не только укреплению здоровья подрастающего поколения, но и формирует новый образ жизни, человека новой ментальности, ответственно относящегося не только к своей судьбе, но и судьбе будущего поколения, судьбе своей страны.
Содержание воспитательной работы.
- Познавательная деятельность, расширяющая кругозор, любознательность школьника и формирующая потребность в образовании и интеллектуальном развитии;
- Трудовая деятельность в виде самообслуживающего, общественного и полезного труда (формирование уважительного отношения к материальным ценностям лишь как к средству существования человека);
- Экологическая деятельность формирует культуру отношений к природе и с природой, осознание себя частью природы, которая не терпит бездушного отношения и заслуживает глубочайшего уважения и бережности;
- Спортивная деятельность, способствующая здоровому образу жизни, красоте физической, высокой гигиене жизни;
- Общественная деятельность, формирующая активную гражданскую позицию подростка и приобщающая его к возможности и желанию активного преобразования действительности;
- Ценностно – ориентированная деятельность, направленная на рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, на осознание личной причастности к миру во всех его проявлениях;
- Свободное общение, осуществляемое как досуг школьника, когда его общение освобождено от предметной цели и когда содержанием и целью его деятельности являются общение с другим человеком.
Основные направления воспитательной деятельности
- Здоровье
Цель: формирование здорового образа жизни, рациональной организации учебного процесса труда и отдыха, устойчивого отрицательного отношения к вредным привычкам.
Задачи:
- формирование устойчивой мотивации на необходимость бережного отношения к здоровью;
- формирование позитивного отношения к созданию в будущем крепкой, здоровой семьи, ответственное родительство;
- получение информации об отрицательном действии и негативных последствиях на здоровье и жизнь человека зависимости от табака, алкоголизма, наркомании.
Формы работы:
- Участие в спортивных соревнованиях школы по волейболу, настольному теннису стрельбе и др.
- Посещение спортивных секций в школе и ДЮШ г. Заволжья.
- Участие в спортивных соревнованиях «Президентские игры».
- Тематические классные часы.
- Участие в традиционном проекте «День здоровья»
- Беседа с врачом и психологом Центра планирования семьи г. Заволжья
- Интеллект.
Цель: оказание помощи в развитии способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно, проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей среде.
Задачи:
- Определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития;
- Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;
- Формирование культуры интеллектуального развития и совершенствования.
Формы работы:
- Участие в мероприятиях, проводимых на предметных неделях.
- Математический турнир, посвященный памяти Арюткина Н.В.
- Участие в интерактивных предметных олимпиадах.
- Участие в работе школьного научного общества.
- Участие в школьных и районных олимпиадах.
- Организация исследовательской деятельности; участие в научно – практических конференциях в районе и области.
- Участие в конкурсе исследовательских работ «Шаги в науку».
- Контроль успеваемости через электронный дневник.
- Общение.
Цель: передача знаний, умений и навыков социального общения людей, опыта поколений.
Задачи:
- Формировать у учащихся культуру общения;
- Знакомить с традициями и обычаями общения различных поколений.
Формы работы:
- Участие в неделе психологии.
- Практикумы, тренинги, организованные психологом школы.
- Тематические классные часы.
- Проведение классных и участие в общешкольных вечерах отдыха: Новогодняя елка, Осенний бал и т. д.
- Нравственность.
Цель: помочь учащимся осознать нравственные нормы и правила.
Задачи:
- Формировать нравственное отношение к окружающим людям;
- Формировать осознание ценности человеческой жизни.
Формы работы:
- Тематические классные часы.
- Индивидуальные беседы.
- Волонтерская деятельность
- Досуг.
Цель: создание условий для проявления учащимися инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.
Задачи:
- Создание условий для равного проявления учащимися своей индивидуальности во внеурочной деятельности;
- Изучение индивидуальных интересов и потребностей
- Просвещение и консультация учащихся в выборе кружков, секций;
- Развитие способностей адекватно оценивать свои результаты и быть справедливым к чужим достижениям;
- Использование активных форм работы с учетом возрастных особенностей.
Формы работы:
- “Осенний бал”, “Новогодний бал”, “День Святого Валентина”.
- Экскурсия в Большое Болдино.
- Конкурс «Сила и грация»
- Посещение фабрики елочных игрушек.
- Организация поездок в театры Нижнего Новгорода.
- Традиционный фестиваль искусств в апреле месяце.
- Конкурсы песен, стихов.
- Виртуальное путешествие «Уральские сказы Бажова».
- Гражданин.
Цель: формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности за него.
Задачи:
- Формирование правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом;
- Формирование гуманистического мировоззрения, осознание своих прав и прав других людей.
Формы работы:
- Тематические классные часы.
- Дискуссия “Насилие и закон”, “Основы законодательства”, “Наркотики и закон”.
- Встречи с представителями правоохранительных органов.
- Викторина “Красный, желтый зеленый”
- Семья.
Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.
Задачи:
- Организация и совместное проведение досуга детей и родителей;
- Организация психолого – педагогического просвещения родителей;
- Создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе “учитель – ученик – родитель”.
Формы работы:
- Тематические классные часы.
- Родительские собрания.
- Участие и помощь родителей в мероприятиях класса и школы.
- Организация встреч родителей с учителями – предметниками.
Результаты работы.
Работа над данной темой продолжается на протяжении 3,5 лет. По итогам работы можно сделать следующие выводы:
- Ребята выработали четкую жизненную позицию, позволяющую идти в нужном направлении;
- У большинства сформировалось ответственное отношение к своему здоровью;
- Ребята получили большое количество информации о принципах формирования ЗОЖ.
- Научились управлять своими эмоциями и разрешать возникающие конфликты без насилия.
Проделана большая работа, но поставленные цели выполнены не полностью. На достижение этих целей есть всего лишь полтора года, но я думаю, что этого достаточно, чтобы посеять семена, которые в будущем обязательно дадут всходы. Шаг за шагом я буду идти к своей цели.
Перечень проведенных воспитательных мероприятий для учащихся и их родителей.
2011 – 2012 уч. год.
№ п/п | Темы мероприятий в 5 «Б» классе. |
1. | Классный час «День Знаний. Знакомство». |
2. | Классный час «Кузьма Минин и Нижегородский край». |
3. | Классный час «Школьная форма». |
4. | Классный час «Опасные ситуации в жилище». |
5. | Классный час «О культуре поведения в школе» |
6. | Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» (На День здоровья) |
7. | Классный час «ЗОЖ: привычки формируются с детства». |
8. | Занятие с психологом «Особенности психологического состояния пятиклассников». |
9. | Конкурс «Красный, зеленый, желтый». Игра по правилам поведения на дорогах |
10. | Родительское собрание-знакомство «Мы – родители пятиклассников». |
11. | Родительское собрание «Беседа о здоровье детей. О школьном питании» |
12. | Родительское собрание «Опасные ситуации в жилище». |
13. | Родительское собрание «Привычки формируются с детства». |
14. | Собрание, посвященное окончанию учебного года с учащимися и родителями. |
2012 – 2013 уч. год.
№ п/п | Темы мероприятий в 6 «Б классе». |
1. | День Знаний. «Вот и стали мы на год взрослей» |
2. | Классный час «К юбилею родной школы». |
3. | Классный час «Права и обязанности». (20 Ноября – Всемирный день Прав детей). |
4. | Классный час «Игромания». |
5. | Беседа «Мобильный телефон в школе». |
6. | Беседа «Зимние каникулы. Инструктаж по ТБ» |
7. | Классный час «Что такое экология и экологическая безопасность». |
8. | Занятие библиотекаря городской детской библиотеки .Виртуальное путешествие «Уральские сказы Бажова». |
9. | Поездка на фабрику елочных игрушек г. Нижний Новгород. |
10. | Экскурсия на выставку экзотических животных. |
11. | Выступление агитбригады «Мы выбираем здоровый образ жизни». |
12. | Родительское собрание «Родителям о правах ребенка» |
13. | Родительское собрание «Влияние компьютера на здоровье детей» |
14. | Родительское собрание «Школьная форма: история и современность» |
15. | Родительское собрание по подготовке к празднованию юбилея школы. |
16. | Собрание, посвященное окончанию учебного года с учащимися и родителями. |
2013 – 2014 уч. год.
№ п/п | Темы мероприятий в 7 «Б классе». |
1. | День Знаний. |
2. | Классный час «Как совершенствовать свою деятельность» (Памятки школьнику о режиме дня) |
3. | Классный час «12 Декабря – день принятия Конституции РФ». (К 20-летию) |
4. | Классный час «8 февраля – день Российской науки» |
5. | Классный час «Сквернословие и здоровье». |
6. | Классный час «История Олимпийских игр» (К Олимпиаде Сочи — 2014) |
7. | Классный час «Поговорим о хороших манерах». |
8. | Классный час «Преступление и подросток». |
9. | Мероприятие «Мы за здоровый образ жизни». |
10. | Классный час «Безопасность в Интернете». |
11. | Экскурсия в краеведческий музей г. Городца |
12. | Родительское собрание «Атмосфера жизни семьи как фактор физического и психического здоровья ребенка» |
13. | Родительское собрание «Режим дня школьника и контроль за выполнением домашнего задания». |
14. | Родительское собрание «Семь правил для всех» |
15. | Родительское собрание «Преступление и подросток» |
16. | Собрание, посвященное окончанию учебного года с учащимися и родителями. |