Классное руководство

Система воспитательной работы
“Новое поколение”

 Забота о здоровье ребенка –это не просто комплекс санитарно –
гигиенических норм и правил…
и не свод требований к режиму,
питанию, труду, отдыху. Это,
прежде всего, забота о гармоничной
полноте всех физических и
духовных сил, и венцом этой
гармонии является радость
творчества”.
В. А. Сухомлинский.

Малютина Наталья Евгеньевна
учитель биологии МБОУ СОШ № 17
г. Заволжье Нижегородская область
Классный руководитель:
2011-2012 уч. год – 5 Б класс
2012-2013 уч. год – 6 Б класс
2013-2014 уч. год – 7 Б класс
2014-2015 уч. год – 8 Б класс

Цель воспитательной системы:
Формирование у учащихся социально ответственного отношения к своему здоровью как базовой ценности, предопределяющей возможности и успешность жизненного пути.
Задачи:

  1. Научить позитивному общению с окружающими людьми, выработать навыки социализации личности: самостоятельности, самоуверенности и самокритичности.
  2. Научить подростков управлять своими переживаниями и разрешать возникающие конфликты без насилия.
  3. Дать информацию об отрицательном воздействии и негативных последствиях злоупотребления наркотическими веществами на организм человека.
  4. Привить навыки, позволяющие сопротивляться негативным явлениям.
  5. Помочь сделать свой собственный правильный выбор.
  6. Содействие приобретению детьми собственного опыта социально – значимой деятельности и развитию жизнестойкости.
  7. Воспитание свободного гражданина с развитым творческим отношением к миру, способного к продуктивной деятельности и жизнетворчеству.
  8. Отношение к труду, являющееся показателем сущности, отношение к людям и прежде всего к самому себе.

Актуальность.

В положении острого социального неблагополучия, материального дискомфорта оказывается все большее количество детей и подростков. Они не защищены, ранимы, зависимы от окружающей среды.

Именно подростковый возраст полон сложных ситуаций, новых переживаний, тревог, обусловленных ростом социальной агрессии, экономических проблем, наркотизацией общества, нестабильностью семьи, родительской некомпетентностью. Эти и другие факторы становятся внешними ограничителями процесса развития детей.

Основные проблемы в области воспитания связаны с экономическим и политическим реформированием общества. Отличаются резкая дифференциация доходов, массовое обнищание семей. Происходит дезорганизация жизни семей, разрушаются сложившиеся традиции семейного уклада: складывается высокая занятость родителей или, напротив, их безработица. Эта ситуация поражает, как внутренние конфликты и проблемы детей, о чем свидетельствуют данные, так и делают очевидными проблемы взаимодействия ребенка с внешним миром, с социумом, с другими людьми.

В то же время резко увеличилось количество детей, “выброшенных из общества”, детей, хоть и благополучных внешне, но предоставленных самим себе. Постоянно растет число подростков – наркоманов, подростков с алкогольной и химической зависимостями, молодых людей, не решивших для себя проблему профессионального самоопределения, не знающих, чем заняться, не выбравших стиль жизни.

Проблема формирования у подрастающего поколения отношения к своему здоровью как одной из самых значимых ценностей – очень актуальна.

Ускоряющемуся физическому развитию, росту информированности детей не всегда соответствуют четкость и ясность их жизненных позиций, стремление к “взрослым” образцам поведения часто сопровождается усвоением вредных для здоровья привычек. Здоровье в решающей мере зависит от образа жизни, культуры и экономических условий. Снижение условий жизни и стабильности в обществе в последние годы приводит к необычайно высоким темпам ухудшения состояния здоровья населения, в том числе детей и подростков. Быстро падает показатель продолжительности жизни, негативные тенденции увеличиваются.

Высокая заболеваемость детей, подростков часто связана с недостаточной их информированностью о симптомах наиболее распространенных заболеваний и навыков оказания первой помощи, с пренебрежением к профилактике здоровья, наличием вредных привычек и в целом низким уровнем развития культуры самосохранения.

С ослаблением экономических, правовых, социально – политических защитных факторов актуальным становиться поиск личных резервов поддержания здоровья. Вместе с тем, в настоящее время наблюдается тенденция, связанная с ослаблением в молодежной среде ценностного отношения к своему здоровью.

В этих условиях особое место принадлежит системе образования, вынужденной брать на себя значительную часть усилий общества по подготовке молодежи к взрослой жизни и, в конечном итоге, создание условий для постепенного физического, морального, нравственного, культурного оздоровления общества.

Решение этих проблем возможно за счет создания системы воспитательной работы с классом. Она способствует воспитанию чувства уважения человека к человеку, окружающему миру, формированию социальной ответственности за свое поведение, созданию устойчивой мотивации на здоровый образ жизни, стремлению иметь здоровую, прочную семью, сознательно относиться к рождению и воспитанию детей.

В основу воспитательной системы положены принципы:

  1. Гуманизация – признание личности ребенка.
  2. Социализация – взаимосвязь интересов личности с интересами общества.
  3. Индивидуализация – предоставление возможности каждому ребенку для самореализации, самораскрытия.
  4. Экологизация подрастающего поколения
  5. Правдивость и доступность информации.
  6. Компетентность и интегративность – переход от изложения простых понятий к более сложным, использование предшествующих этапов обучения в качестве базы для последующих.
  7. Личностно – ориентированный характер – стремление к решению конкретных проблем учащихся, их родителей.
  8. Планирование и проведение работы в зависимости от конкретных результатов воспитания.

Ожидаемые результаты:

— сформировать у учащихся ответственное отношение к своему здоровью, как к главной ценности жизни;
— сформированность устойчивой мотивации на создание в будущем крепкой, здоровой семьи и ответственное родительство;
— сформировать чувство уважения человека к человеку и окружающему миру
— сформировать активную жизненную позицию – быть полезными обществу;
— сформировать личность подростка, которому не страшно и не стыдно выйти во взрослую жизнь.

“Модель выпускника” данной воспитательной системы

подразумевает, что учащиеся должны быть:

  • порядочными и своими поступками не запятнать право называться человеком;
  • сильными и преодолевать все невзгоды и трудности, какими бы они не были;
  • мудрыми и не наделать ошибок, о которых придется пожалеть в будущем;
  • образованными, интеллектуально и культурно развитыми, политически грамотными и активными, внести свой вклад в развитие общества;
  • гордиться своей Родиной во имя памяти предков и будущего своих детей;
  • тянуться к прекрасному, ибо недаром сказано, что “…красота спасет мир”;
  • добрыми, гуманными и милосердными, что поможет им никогда не быть одинокими и может гарантировать плечо верного друга в трудную минуту;
  • здоровыми духовно и физически и все самое лучшее отдадут своим детям, ведь нужно помнить, что сегодняшние дети – будущие родители;
  • счастливыми.

 

Система воспитательной работы рассчитана на 5 лет – 5 – 9 классы.

Она способствует не только укреплению здоровья подрастающего поколения, но и формирует новый образ жизни, человека новой ментальности, ответственно относящегося не только к своей судьбе, но и судьбе будущего поколения, судьбе своей страны.

Содержание воспитательной работы.

  1. Познавательная деятельность, расширяющая кругозор, любознательность школьника и формирующая потребность в образовании и интеллектуальном развитии;
  2. Трудовая деятельность в виде самообслуживающего, общественного и полезного труда (формирование уважительного отношения к материальным ценностям лишь как к средству существования человека);
  3. Экологическая деятельность формирует культуру отношений к природе и с природой, осознание себя частью природы, которая не терпит бездушного отношения и заслуживает глубочайшего уважения и бережности;
  4. Спортивная деятельность, способствующая здоровому образу жизни, красоте физической, высокой гигиене жизни;
  5. Общественная деятельность, формирующая активную гражданскую позицию подростка и приобщающая его к возможности и желанию активного преобразования действительности;
  6. Ценностно – ориентированная деятельность, направленная на рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, на осознание личной причастности к миру во всех его проявлениях;
  7. Свободное общение, осуществляемое как досуг школьника, когда его общение освобождено от предметной цели и когда содержанием и целью его деятельности являются общение с другим человеком.

Основные направления воспитательной деятельности

  1. Здоровье

Цель: формирование здорового образа жизни, рациональной организации учебного процесса труда и отдыха, устойчивого отрицательного отношения к вредным привычкам.

Задачи:

  • формирование устойчивой мотивации на необходимость бережного отношения к здоровью;
  • формирование позитивного отношения к созданию в будущем крепкой, здоровой семьи, ответственное родительство;
  • получение информации об отрицательном действии и негативных последствиях на здоровье и жизнь человека зависимости от табака, алкоголизма, наркомании.

Формы работы:

  • Участие в спортивных соревнованиях школы по волейболу, настольному теннису стрельбе и др.
  • Посещение спортивных секций в школе и ДЮШ г. Заволжья.
  • Участие в спортивных соревнованиях «Президентские игры».
  • Тематические классные часы.
  • Участие в традиционном проекте «День здоровья»
  • Беседа с врачом и психологом Центра планирования семьи г. Заволжья
  1. Интеллект.

Цель: оказание помощи в развитии способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно, проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей среде.

Задачи:

  • Определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития;
  • Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;
  • Формирование культуры интеллектуального развития и совершенствования.

Формы работы:

  • Участие в мероприятиях, проводимых на предметных неделях.
  • Математический турнир, посвященный памяти Арюткина Н.В.
  • Участие в интерактивных предметных олимпиадах.
  • Участие в работе школьного научного общества.
  • Участие в школьных и районных олимпиадах.
  • Организация исследовательской деятельности; участие в научно – практических конференциях в районе и области.
  • Участие в конкурсе исследовательских работ «Шаги в науку».
  • Контроль успеваемости через электронный дневник.
  1. Общение.

Цель: передача знаний, умений и навыков социального общения людей, опыта поколений.

Задачи:

  • Формировать у учащихся культуру общения;
  • Знакомить с традициями и обычаями общения различных поколений.

Формы работы:

  • Участие в неделе психологии.
  • Практикумы, тренинги, организованные психологом школы.
  • Тематические классные часы.
  • Проведение классных и участие в общешкольных вечерах отдыха: Новогодняя елка, Осенний бал и т. д.
  1. Нравственность.

Цель: помочь учащимся осознать нравственные нормы и правила.

Задачи:

  • Формировать нравственное отношение к окружающим людям;
  • Формировать осознание ценности человеческой жизни.

Формы работы:

  • Тематические классные часы.
  • Индивидуальные беседы.
  • Волонтерская деятельность
  1. Досуг.

Цель: создание условий для проявления учащимися инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.

Задачи:

  • Создание условий для равного проявления учащимися своей индивидуальности во внеурочной деятельности;
  • Изучение индивидуальных интересов и потребностей
  • Просвещение и консультация учащихся в выборе кружков, секций;
  • Развитие способностей адекватно оценивать свои результаты и быть справедливым к чужим достижениям;
  • Использование активных форм работы с учетом возрастных особенностей.

Формы работы:

  • “Осенний бал”, “Новогодний бал”, “День Святого Валентина”.
  • Экскурсия в Большое Болдино.
  • Конкурс «Сила и грация»
  • Посещение фабрики елочных игрушек.
  • Организация поездок в театры Нижнего Новгорода.
  • Традиционный фестиваль искусств в апреле месяце.
  • Конкурсы песен, стихов.
  • Виртуальное путешествие «Уральские сказы Бажова».
  1. Гражданин.

Цель: формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности за него.

Задачи:

  • Формирование правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом;
  • Формирование гуманистического мировоззрения, осознание своих прав и прав других людей.

Формы работы:

  • Тематические классные часы.
  • Дискуссия “Насилие и закон”, “Основы законодательства”, “Наркотики и закон”.
  • Встречи с представителями правоохранительных органов.
  • Викторина “Красный, желтый зеленый”
  1. Семья.

Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.

Задачи:

  • Организация и совместное проведение досуга детей и родителей;
  • Организация психолого – педагогического просвещения родителей;
  • Создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе “учитель – ученик – родитель”.

Формы работы:

  • Тематические классные часы.
  • Родительские собрания.
  • Участие и помощь родителей в мероприятиях класса и школы.
  • Организация встреч родителей с учителями – предметниками.

Результаты работы.

Работа над данной темой продолжается на протяжении 3,5 лет. По итогам работы можно сделать следующие выводы:

  1. Ребята выработали четкую жизненную позицию, позволяющую идти в нужном направлении;
  2. У большинства сформировалось ответственное отношение к своему здоровью;
  3. Ребята получили большое количество информации о принципах формирования ЗОЖ.
  4. Научились управлять своими эмоциями и разрешать возникающие конфликты без насилия.

Проделана большая работа, но поставленные цели выполнены не полностью. На достижение этих целей есть всего лишь полтора года, но я думаю, что этого достаточно, чтобы посеять семена, которые в будущем обязательно дадут всходы. Шаг за шагом я буду идти к своей цели.

Перечень проведенных воспитательных мероприятий для учащихся и их родителей.

2011 – 2012 уч. год.

№ п/пТемы мероприятий в 5 «Б» классе.
1.Классный час «День Знаний. Знакомство».
2.Классный час «Кузьма Минин и Нижегородский край».
3.Классный час «Школьная форма».
4.Классный час «Опасные ситуации в жилище».
5.Классный час «О культуре поведения в школе»
6.Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» (На День здоровья)
7.Классный час «ЗОЖ: привычки формируются с детства».
8.Занятие с психологом «Особенности психологического состояния пятиклассников».
9.Конкурс «Красный, зеленый, желтый». Игра по правилам поведения на дорогах
10.Родительское собрание-знакомство «Мы – родители пятиклассников».
11.Родительское собрание «Беседа о здоровье детей. О школьном питании»
12.Родительское собрание «Опасные ситуации в жилище».
13.Родительское собрание «Привычки формируются с детства».
14.Собрание, посвященное окончанию учебного года с учащимися и родителями.

2012 – 2013 уч. год.

№ п/пТемы мероприятий в 6 «Б классе».
1.День Знаний. «Вот и стали мы на год взрослей»
2.Классный час «К юбилею родной школы».
3.Классный час «Права и обязанности». (20 Ноября – Всемирный день Прав детей).
4.Классный час «Игромания».
5.Беседа «Мобильный телефон в школе».
6.Беседа «Зимние каникулы. Инструктаж по ТБ»
7.Классный час «Что такое экология и экологическая безопасность».
8.Занятие библиотекаря городской детской библиотеки .Виртуальное путешествие «Уральские сказы Бажова».
9.Поездка на фабрику елочных игрушек г. Нижний Новгород.
10.Экскурсия на выставку экзотических животных.
11.Выступление агитбригады «Мы выбираем здоровый образ жизни».
12.Родительское собрание «Родителям о правах ребенка»
13.Родительское собрание «Влияние компьютера на здоровье детей»
14.Родительское собрание «Школьная форма: история и современность»
15.Родительское собрание по подготовке к празднованию юбилея школы.
16.Собрание, посвященное окончанию учебного года с учащимися и родителями.

2013 – 2014 уч. год.

№ п/пТемы мероприятий в 7 «Б классе».
1.День Знаний.
2.Классный час «Как совершенствовать свою деятельность» (Памятки школьнику о режиме дня)
3.Классный час «12 Декабря – день принятия Конституции РФ». (К 20-летию)
4.Классный час «8 февраля – день Российской науки»
5.Классный час «Сквернословие и здоровье».
6.Классный час «История Олимпийских игр» (К Олимпиаде Сочи — 2014)
7.Классный час «Поговорим о хороших манерах».
8.Классный час «Преступление и подросток».
9.Мероприятие «Мы за здоровый образ жизни».
10.Классный час «Безопасность в Интернете».
11.Экскурсия в краеведческий музей г. Городца
12.Родительское собрание «Атмосфера жизни семьи как фактор физического и психического здоровья ребенка»
13.Родительское собрание «Режим дня школьника и контроль за выполнением домашнего задания».
14.Родительское собрание «Семь правил для всех»
15.Родительское собрание «Преступление и подросток»
16.Собрание, посвященное окончанию учебного года с учащимися и родителями.

Скачать литературу в помощь классному руководителю